Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать
Продукты деструкции масла и несгоревшие остатки топлива могут привести к целому ряду проблем для вашего автомобиля, таких как залипание поршневых колец, ускоренный износ цилиндропоршневых групп, повышенный расход масла и многое другое. Мы расскажем, когда и как проводится коксование двигателя и действительно ли оно полезно.
Коксование двигателя — глубокая очистка деталей двигателя
Коксование двигателя — это сложный процесс очистки деталей двигателя от нагара, шлама и других отложений, образующихся на внутренних поверхностях двигателя в процессе его работы.
Современные двигатели внутреннего сгорания вынуждены работать при максимальной нагрузке и низких оборотах, что повышает риск детонации топливно-воздушной смеси и ее неполного сгорания. В связи с этим возникает необходимость в коксовании двигателя.
Перегрев может привести к образованию нагара
При перегреве двигателя остатки масла и топлива разрушаются, в результате чего образуется кокс. Этот нагар может вызвать проблемы с поршнями, кольцами и клапанами. В конце концов, углеродистые отложения становятся настолько большими, что поршневые кольца перестают свободно двигаться в цилиндрах. Отсутствие подвижности приводит к падению компрессии, затрудняя прилегание колец к стенкам цилиндра и выполнение ими своих функций.
Коксование двигателя
Проблемы с запуском двигателя, резкие остановки, снижение энергопотребления, сгорание масла и ускоренный износ — вот лишь некоторые результаты этого процесса. Коксование двигателя позволяет уменьшить эти негативные последствия и, по сути, смыть вредные отложения с внутренних поверхностей двигателя. Коксование двигателя можно выполнить как самостоятельно, так и в профессиональных сервисах. В этом помогут специальные химические растворы (и не только они) — диссольверы и мощные растворители. Многие из них позволяют проводить процедуру без разборки двигателя и применяются, в том числе, для профилактического обслуживания.
Необходимость раскоксовки
Для нормальной работы двигателя необходимы три условия: эластичность поршневых колец, чистота камер сгорания и герметичность клапанов. Если двигатель относительно новый, то эти условия выполняются в достаточной мере. Однако при образовании в цилиндрах нагара производительность двигателя значительно снижается.
Поршневые кольца: Отвечают за сжатие и удаление масла
Поршневые кольца — важнейший компонент двигателя, отвечающий как за компрессию, так и за очистку стенок цилиндра от масляных отложений. Эти кольца расположены в канавках, но в результате закоксовывания они теряют свою подвижность. Вследствие этого тепло не может передаваться от колец к цилиндрам, что приводит к повышению температуры колец.
Масло, которое не отводится от стенок из-за недостаточной подвижности колец, сгорает, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему закоксовыванию двигателя, а также к детонации в камерах сгорания.
Признаки образования нагара в двигателе
Когда поршневые кольца покрываются нагаром, стенки цилиндров начинают подниматься. Клапаны с тонким слоем нагара заклиниваются, перегреваются и в конце концов разрушаются. Загрязнения во впускных и выпускных трубах, загрязненные кислородные датчики, поврежденный каталитический нейтрализатор — все это признаки того, что ваш двигатель подлежит капитальному ремонту или замене.
Независимо от типа двигателя, бензинового или дизельного, углеродистые отложения — опасный враг. Важно своевременно принять профилактические меры и очистить двигатель от нагара, пока он не стал слишком серьезным. Вот признаки, предупреждающие о том, что пора промыть двигатель:
Очистка от углеродистых отложений
Экспертный анализ показывает, что на большинстве современных двигателей толстый слой нагара начинает образовываться после 100–150 тыс. км пробега. Даже если нет признаков износа двигателя, рекомендуется проводить профилактическую очистку от нагара, не дожидаясь, пока на одометре появится такая большая цифра, а делать это каждые 30–50 тыс. км. Такой подход позволит очищать двигатель деликатно, избегая необходимости механического удаления нагара. К сожалению, многие водители задумываются об очистке от нагара только тогда, когда проблема уже существует.
Признаки того, что автомобиль нуждается в коксировке
-
Увеличение расхода масла
-
Синеватые выхлопные газы
-
Обилие черного нагара в выхлопной трубе
-
Снижение производительности двигателя
-
Плохая реакция на акселератор
-
Неустойчивый запуск двигателя
-
Повышенный расход топлива
Когда нужно закоксовывать двигатель
Коксование рекомендуется проводить в двух случаях:
-
В качестве профилактической меры для уменьшения коксовой шубы в камерах сгорания и увеличения срока службы двигателя
-
Когда уже ясно, что именно сильное коксование является причиной неисправности двигателя и избыточного выделения масляных паров.
Для определения целесообразности декоксования
Для принятия решения о целесообразности декоксования необходима комплексная диагностика. К ним относятся: — Видеоэндоскопию цилиндров, которая позволяет оценить износ цилиндро-поршневой группы. — Осмотр турбины (если она есть). — Компрессионный замер для оценки состояния колец. — Проверка системы вентиляции картера на наличие отложений и масла. — Осмотр компонентов масляной системы для выявления отложений.
Раскоксовка двигателя
Существуют различные способы очистки двигателя без его разборки — от традиционных до современных. Для выполнения этой операции вам понадобятся химический растворитель, домкрат, свечной ключ и немного времени. Для успешной промывки необходимо, чтобы химическое вещество вступило в контакт с деталями, покрытыми нагаром.
Промывка цилиндров керосином и бензином
Самым старым и в то же время наименее эффективным способом очистки цилиндров автомобиля является использование керосина и бензина. Для проведения этой процедуры необходимо предварительно прогреть двигатель автомобиля. Затем выкручиваются свечи зажигания и в каждый цилиндр заливается небольшое количество керосина и бензина. Затем свечи зажигания вкручиваются обратно, создавая эффект «сауны». Кроме того, с помощью домкрата поднимают одно из ведущих колес, а коленчатый вал слегка прокручивают, чтобы смесь достигла поршневых колец. На автомобиле с механической коробкой передач это можно сделать, переключившись на четвертую, пятую или шестую передачу и проворачивая двигатель, держа руки на руле. По мере прокручивания двигателя следует выкручивать свечи зажигания. После того как смесь некоторое время побудет в цилиндрах, запускают двигатель с помощью стартера. При этом сгорает и выдувается через выхлопную трубу отделившийся нагар и остатки смеси.
Очистка с помощью растворителей или пены
Аналогичным образом можно очистить внутренние полости двигателя с помощью растворителя — комбинации ароматических углеводородов, а также незначительного количества нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Эта смесь используется для растворения масел, битума, резины и других химических веществ. Растворители являются основным компонентом большинства «профессиональных» чистящих средств, продающихся в автомагазинах.
Коксование на основе растворителя
Коксование на основе растворителя — эффективный способ устранения углеродистых отложений в камерах сгорания. Чтобы выполнить промывку, достаточно следовать инструкции. Удивительно, но обычный растворитель из магазина сравним с профессиональной промывкой, а стоит он гораздо дешевле.
Димексид
Одним из самых «экстремальных» и опасных домашних средств является коксование с помощью «Димексида». Это специальный препарат — диметилсульфоксид, который можно приобрести в аптеке. Противовоспалительные и обезболивающие свойства этого препарата делают его отличным выбором для удаления любых отложений, даже самых твердых и труднорастворимых углеродистых отложений.
Недостатки димексида
Димексид имеет существенный недостаток: он может растворять не только углеродистые отложения, но и краску, а также некоторые пластмассы. Это может привести к тому, что краска сойдет с внутренней стороны поддона картера, заблокирует сетку масляного насоса и масляные каналы. Поэтому лучше использовать Dimexide только при полной разборке двигателя.
Очистка через масляную систему
При попытке очистки двигателя этим методом активное вещество не попадает непосредственно в цилиндры. Вместо этого оно помещается в моторное масло, которое затем циркулирует по масляной системе. Таким образом, он может очистить все поверхности, с которыми контактирует, включая масляные каналы, маслосъемные и неполные компрессионные кольца, а также дренаж поршня. Этот тип коксования может быть выгоден в двигателях с оппозитными и другими труднодоступными цилиндрами, а также при наличии большого количества отложений в масляной системе.
Система впуска
Все большую популярность приобретает процедура добавления активной химии в топливо или непосредственно в систему впуска, которая используется для удаления углеродистых отложений с поршней, компрессионных колец, клапанов и верхних камер сгорания. Однако для маслосъемных колец это не столь эффективно, так как они не склонны накапливать много углерода. Водородная очистка, хотя и эффективно удаляет твердый углерод до газообразного состояния, может лишь поддерживать уровень компрессии и чистоту форсунок, но не способна разрушить отложения на кольцах.
Стоимость декоксования двигателя
Сумма, необходимая для раскоксовки двигателя, зависит от методики и используемых расходных материалов. Если вы решили провести раскоксовку самостоятельно, то можете рассчитывать на сумму от 1 до 7 тыс. руб. Профессиональный инструмент из магазина обойдется несколько дороже. Средняя стоимость раскоксовки двигателя в сервисном центре составляет около 3 − 4 тыс. руб. Однако следует иметь в виду, что могут возникнуть дополнительные расходы.
Коксование без задержек
Коксование лучше всего проводить сразу же перед проведением технического обслуживания: заменой моторного масла, масляного фильтра и, желательно, свечей зажигания. Несоблюдение этого правила может привести к попаданию активных компонентов и растворенного углерода в масляную систему и последующему повреждению деталей двигателя. На самом деле закоксовывание несет в себе больше последствий, чем кажется на первый взгляд.
Чем может помочь раскоксовка двигателя?
Иногда правильная и своевременная раскоксовка двигателя позволяет восстановить его прежнюю работоспособность и увеличить срок службы. Однако, к сожалению, часто эта процедура не приносит положительных результатов. Эффективность зависит от различных факторов: от метода очистки и используемого препарата до точного состояния, конструкции агрегата и степени его износа. В большинстве случаев удается повысить компрессию, но не погасить масляную горелку: недостаточно очистить маслосъемные кольца и сливные отверстия в поршнях.
Опасности коксования: Прочтите перед началом работы!
Коксование может нанести серьезный вред двигателю, особенно если речь идет о применении димексида. Некоторые составы могут быть агрессивными по отношению к покрытию поршня, маслу и всем типам уплотнений. Поэтому перед началом процесса очистки необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией по применению. Хотя можно приступить к работе и без прочтения инструкции, это должны делать только опытные и знающие люди. Отслоившийся кокс может повредить зеркало цилиндра или проскочить под клапан. Многие специалисты не советуют использовать «чудодейственные» растворы для удаления трещин в двигателе. Гораздо разумнее отнести его в соответствующую мастерскую — такой подход более эффективен и надежен.
Комментарии закрыты.