Take a fresh look at your lifestyle.

Опасное вождение в ПДД вопросы и ответы

192

В 2016 году правительство приняло закон, запрещающий агрессивное вождение, но не установило наказаний за опасное вождение. В преддверии 2023 года важно понимать, что такое опасное вождение и что считается таковым.

В частности, в данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

— Каков закон об опасном вождении? — Как избежать наказания за него в 2023 году? — Какая статья и пункт Административного кодекса и Правил регулируют его? — Что принято считать опасным управлением?

Давайте изучим эту тему более подробно!

Что считается опасным вождением?

Это понятие очень подробно рассматривается в части 2.7 Кодекса дорожного движения. К сожалению, размер текста не делает определение ясным и точным. Проще говоря, опасное вождение — это совокупность определенных действий, которые водитель совершал неоднократно. К таким действиям относятся:

Опасные маневры при управлении автомобилем

  1. Смещение с полосы движения при создании помех,

  2. Переключение полос движения в плотном потоке (даже если не создается помех, это рассматривается как опасное действие), если это действие не совершается для поворота или объезда препятствия или остановки,

  3. Несоблюдение стандартной дистанции,

  4. Несоблюдение бокового интервала,

  5. Резкое нажатие на тормоз, которое не было необходимо для предотвращения столкновения.

Препятствование обгону, создающее непосредственную опасность

Для того чтобы любой маневр считался опасным вождением, необходимы два критерия:

  1. Оно должно совершаться неоднократно, причем опасным считается сочетание двух или более действий.

  2. Оно представляет собой реальную опасность возникновения несчастного случая, который может привести к трагическим последствиям, таким как смерть или серьезные травмы.

Правила дорожного движения: Толкование пункта 2.7

Официально установлено, что такие действия, как опасное вождение, запрещены. К ним относятся: непредоставление преимущества в движении транспортным средствам, имеющим право проезда, перестроение в условиях интенсивного движения, несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля, несоблюдение бокового интервала, резкое торможение без необходимости, блокирование обгона, если это приводит к возникновению опасной ситуации. Такие действия могут привести к гибели или травмам людей, повреждению транспортных средств, сооружений, грузов и другим материальным потерям.

Если вы повторяете эти действия…

Если вы постоянно нарушаете правила без причины, переключаетесь с одной полосы на другую и создаете проблемы, блокируете другие автомобили в оживленном движении, препятствуете обгону, едете слишком близко к другому автомобилю впереди или прижимаетесь к нему, подвергая себя и других опасности аварии, то после 2023 года это будет считаться опасным вождением.

Агрессивное вождение

Примерами агрессивного вождения могут служить ситуации, когда вы подрезаете другой автомобиль или когда вы едете впереди, а затем тормозите, чтобы помешать другому автомобилю. Именно это имели в виду законодатели, создавая концепцию SDA.

Что не считается опасным вождением?

Очевидно, что подобные обстоятельства и действия водителя не могут быть квалифицированы как агрессивное вождение, исходя из определения этого термина.

Небезопасные манеры вождения

  • Неиспользование сигналов поворота при повороте
  • Незаконное изменение полосы движения
  • Плетение в пределах полосы движения
  • Не соблюдение безопасной дистанции до других транспортных средств
  • Превышение установленной скорости или слишком быстрое ускорение после светофора

Штрафы за опасное вождение

С 30 июня 2023 года за опасное вождение, такое как дрифт, и любые другие нарушения, не указанные в п. 2.7, будет взиматься штраф. В настоящее время этот новый закон активно разрабатывается и уже принят в первом чтении. Таким образом, для введения штрафа за данное нарушение был создан соответствующий законопроект.

Вводится новое наказание за агрессивное вождение

В Административный кодекс вводится новое дополнение в виде статьи 12.38. Все статьи с номерами, начиная с 12, относятся к штрафам за нарушения ПДД, и самая высокая из них на сегодняшний день — 12.37. Новая норма заключается в следующем:

Статья 12.38— Опасное вождение

За опасное вождение придется заплатить крупный штраф — 5000 рублей.

Штраф за опасное вождение

За неосторожное вождение на человека может быть наложен штраф до 5 тыс. руб. Никаких других наказаний за это нарушение в законе не предусмотрено: ни лишения прав, ни административного ареста, ни других дополнительных наказаний, таких как конфискация имущества, эвакуатор и т. д. В настоящее время проект штрафа за агрессивное вождение одобрен в первом чтении. Для принятия или отклонения он должен пройти еще два чтения. Более подробная информация содержится в официальном тексте законопроекта.

Наказание за опасное вождение не может быть зафиксировано на камеру

Нет. Никаких заявлений об этом из официальных источников не поступало, а камеры в 2023 году не настолько совершенны, чтобы зафиксировать столь сложное правонарушение. Для того чтобы штраф был применен, необходимо соблюдение двух существенных условий.

Агрессивное вождение

Неоднократное выполнение за короткий промежуток времени любого из маневров, перечисленных в списке опасных условий вождения, может создать серьезную угрозу аварии. Однако камера может не зафиксировать помеху из-за того, что она должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, на кого она направлена. Следовательно, камеры не смогут выписать штраф за агрессивное вождение.

Выпишет ли сотрудник ГИБДД штраф за опасное вождение?

Может показаться, что сотрудник ГИБДД не имеет возможности выписать штраф за опасное вождение. Однако это не означает, что запрет является лишь иллюзией — его все равно можно нарушить. Как и многие другие невыявляемые правонарушения, сотрудник ГИБДД может лишь составить протокол. Так, при обнаружении факта опасного вождения сотрудник остановит водителя и заведет административное дело. Но они не имеют права его разрешать. На это имеет право только их начальник.

Действия сотрудника ГИБДД

Последовательность действий сотрудника ГИБДД при обнаружении водителя, нарушающего правила, будет следующей:

  1. Сотрудник замечает, что водитель безрассудно и агрессивно игнорирует правила дорожного движения (например, обгоняет автомобиль и затем подрезает его);

  2. Инспектор останавливает водителя и составляет административный протокол, в котором указываются все подробности нарушения, фамилия водителя, данные об инспекторе, место, дата и время совершения правонарушения, показания водителя и т. д.

Шаг 3

После этого инспектор отпускает Вас в добрый путь, выдает копию протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения Вашего нарушения ПДД, на котором Вы должны присутствовать.

Шаг 4

Сотрудник, вручивший Вам протокол, передает его копию своему начальнику.

Шаг 5

В конечном итоге вышестоящий сотрудник примет решение по Вашему делу либо в Ваше отсутствие, либо в Вашем присутствии в назначенное время.

Вынесение решения о возбуждении дела об опасном вождении

В случае вынесения решения о принятии мер в отношении лица, виновного в опасном вождении, ему выдается копия решения или оно направляется ему по почте, если он не явился на слушание.

Критерии опасного вождения

Подробно о том, что относится к категории «опасное вождение», можно прочитать в Правилах дорожного движения. Однако при рассмотрении вопроса об агрессивном вождении есть несколько неопределенных фактов.

Вопросы опасного вождения

Сколько времени должно пройти между двумя нарушениями, чтобы они стали квалифицироваться как опасное вождение? Закон не дает конкретного ответа на этот вопрос.

Должен ли инспектор доказать, что опасное вождение имело место, и если да, то каким образом? Подробнее об этом мы расскажем ниже.

Что признается «интенсивным движением», когда невозможно перестроиться в другую полосу? Законодательство 2023 года не предлагает ни критериев, ни даже определения. Более того, водитель всегда может заявить, что он намеревался повернуть или сменить направление движения, тем самым полностью устранив нарушение.

Понимание правила безопасного расстояния

Правила дорожного движения не содержат конкретного числового измерения в метрах для определения безопасного расстояния до других транспортных средств, равно как и точного определения понятия «безопасность». Единственным прецедентом для этих понятий является наличие или отсутствие ДТП.

Распознавание угрозы аварии

Как распознать возможность аварии? Если авария не произошла, значит ли это, что вождение не было опасным? Не обязательно; угроза аварии все равно должна учитываться.

Требуется ли сотрудник ГИБДД для доказательства опасного вождения?

К сожалению, ответ на многие из этих вопросов неблагоприятен для автомобилиста. В Административном кодексе сказано, что лицо, оценивающее ситуацию, выносит решение в соответствии со своими убеждениями. Инспектор посчитал, что движение было затруднено,— штраф, не согласился с тем, что вы двигались задним ходом, чтобы развернуться,— еще штраф, посчитал боковой интервал небезопасным — третий штраф. Так нужно ли сотруднику дорожно-патрульной службы доказывать, что движение было опасным?

Противоречия в судебной практике 2023 года

Судебная практика 2023 года вызывает бурные споры и по другим нарушениям, таким как непропуск пешеходов. С одной стороны, суды придерживаются сложившейся практики, когда выписывают штрафы и лишают прав только на основании протокола. Это означает, что существует презумпция, что слова сотрудника ГИБДД заслуживают большего доверия, чем слова обычного водителя, поскольку он давал присягу, а водитель — нет. Таким образом, предполагается, что водитель может лгать, а инспектор — нет.

Постановление Верховного суда: Протокол недостаточен для доказательства вины водителя

Недавно Верховный суд РФ вынес постановление, в котором указал, что протокола о нарушении правил дорожного движения недостаточно для установления вины водителя. Было разъяснено, что для сохранения презумпции невиновности необходимы дополнительные доказательства. Вероятно, аналогичный процесс будет происходить и в случае опасного вождения. Если же говорить о штрафах за другие нарушения, то здесь закон не требует специальных доказательств (таких, как алкотестер или радар скорости). Несмотря на это, чиновники, в том числе и судьи, по-прежнему часто выносят решения в пользу инспекторов.

Комментарии закрыты.