Большой расход топлива: основные причины
Одной из наиболее распространенных причин недовольства водителей является высокий расход топлива автомобиля. Казалось бы, двигатель работает на достаточной мощности, но расход топлива остается необычно высоким.
Неисправность ЭСУД
Причиной этого может быть неисправность электронной системы управления двигателем. Это может быть причиной необъяснимо высокого расхода топлива.
Неисправность системы управления двигателем
Одним из основных объяснений повышенного расхода топлива на современных автомобилях является нарушение работы системы управления двигателем. В основном это связано с неправильной работой датчиков, которые обеспечивают электронный блок управления двигателем (ЭБУ) необходимыми данными о работе двигателя. Для точного расчета воздушно-топливной смеси ЭБУ необходимы следующие основные датчики:
Датчики температуры (датчики охлаждающей жидкости)
В основе работы этих датчиков лежит термисторная характеристика. Неисправность этих датчиков приводит к неправильному управлению воздушно-топливной смесью со стороны ЭБУ. Это может привести как к «бедной», так и к «богатой» воздушно-топливной смеси, что влечет за собой снижение мощности двигателя и повышенный расход топлива.
Неисправность датчика положения дроссельной заслонки
Неисправность датчика положения дроссельной заслонки (TPS) может иметь далеко идущие последствия для двигателя и трансмиссии автомобиля. Блок управления двигателем будет выдавать неверные показания как на холостом ходу, так и при разгоне, что приведет к неправильному составу топливно-воздушной смеси, потере мощности и повышенному расходу топлива.
Во многих моделях TPS также отвечает за электронное управление автоматической коробкой передач. При его повреждении трансмиссия будет работать в неоптимальных режимах, что приведет к еще большему расходу топлива.
Определение количества поступающего воздуха
Расходомеры необходимы для измерения количества воздуха, поступающего в двигатель. Концепция проста: при открытии дроссельной заслонки в двигатель поступает больше воздуха, а значит, требуется больше топлива для создания идеального воздушно-топливного баланса (в идеале 14,7:1). Существует несколько типов расходомерных датчиков, каждый из которых имеет свой принцип работы:
Датчики MAP и MAF
MAP (Manifold Air Pressure)
Эти датчики измеряют давление воздуха во впускном коллекторе и могут иметь на выходе аналоговый или частотный сигнал.
MAF (Manifold Air Flow)
Эти датчики измеряют скорость входящего потока воздуха и работают на нескольких принципах: электрическое сопротивление нагретых проводников, изменение звуковой частоты в потоке воздуха и изменение сигнала реостата, соединенного с механической заслонкой.
Нарушение работы кислородных датчиков
При нарушении работы кислородных датчиков ЭБУ будет неверно рассчитывать степень нагрузки на двигатель, что приведет к искажению состава смеси, снижению мощности двигателя и чрезмерному расходу топлива. Кислородные датчики, называемые также лямбда-зондами, датчиками O2 или кислородными датчиками, необходимы для передачи электрического сигнала в ЭБУ, информирующего его о степени обогащения топливовоздушной смеси.
Вариант текста
Расхождение между электрическим выходом кислородного датчика и количеством кислорода в отработавших газах вызывает ошибочный расчет в ЭБУ идеального смесеобразования, что приводит к повышенному расходу топлива. Кроме того, на причину повышенного расхода топлива влияют и неисправные компоненты, не необходимые для работы двигателя. Еще одним фактором является аномальное давление в топливной системе двигателя.
ЭБУ и давление топлива
ЭБУ двигателя (блок управления двигателем) использует постоянство заданного давления топлива для расчета его впрыска. Если давление топлива слишком высокое, то баланс воздушно-топливной смеси становится чрезмерно обогащенным. Это маловероятно, учитывая простоту и надежность регуляторов давления. Тем не менее, ЭБУ, используя показания кислородного датчика, может определить переобогащение топлива и уменьшить время импульса на форсунках для его компенсации.
Снижение давления топлива приводит к серьезным последствиям
Падение давления в топливной системе может привести к значительному снижению топливной экономичности. Это связано с тем, что мощность двигателя снижается, ускорение автомобиля уже не дает такого эффекта, как раньше, а блок управления двигателем (ЭБУ) не в состоянии восполнить недостаток топлива даже при максимальной длительности импульса впрыска топлива.
Кроме того, при широком открытии дроссельной заслонки уменьшается количество воздуха, поступающего во впускной коллектор. Это, в свою очередь, приводит к тому, что датчики расхода воздуха выдают завышенные показания нагрузки на двигатель, которые не совсем точно отражают реальную ситуацию. Как следствие, мощность двигателя снижается еще больше.
Негативные последствия использования автоматической коробки передач
Наличие автоматической коробки передач в автомобиле может негативно сказаться на расходе топлива. Время работы на низших передачах увеличивается, а на высоких оборотах двигатель работает быстрее, что приводит к снижению КПД и увеличению расхода топлива.
Причины низкого давления топлива
Двумя основными причинами низкого давления топлива являются забитый топливный фильтр или фильтр предварительной очистки, а также сетка бензонасоса. Важно отметить, что давление топлива на холостом ходу может казаться нормальным, но при динамичном разгоне или во время движения на высокой скорости оно может упасть ниже допустимого порога.
Износ топливного насоса
С течением времени или в результате воздействия абразивных частиц, содержащихся в топливе низкого качества, топливный насос может износиться.
Неисправность форсунок двигателя
При отсутствии регулярного технического обслуживания загрязненные форсунки двигателя являются одной из основных причин повышенного расхода топлива. Это происходит в результате нарушения нормального смесеобразования из-за перекоса факела распыла и ухудшения качества распыления топлива. В итоге снижается эффективность работы двигателя, он работает с трудом, значительное количество топлива уходит в выпускной коллектор и катализатор автомобиля, сокращая срок его службы.
Профилактика — это ключ
Загрязненные топливные форсунки могут серьезно повлиять на топливную экономичность. Снижается производительность, передачи переключаются медленнее, а двигатель работает на высоких оборотах в течение длительного времени. Мы советуем регулярно проводить техническое обслуживание форсунок, чтобы предотвратить эти проблемы и сохранить топливо. Дополнительной проблемой является выход из строя каталитического нейтрализатора (катализатора).
Последствия сгоревшего катализатора
Сгоревший катализатор может привести к значительному падению мощности двигателя и существенному увеличению расхода топлива. Отработавшие газы будут испытывать огромное сопротивление, что приведет к резкому смещению топливно-воздушного баланса в сторону переобогащения. Поскольку впускной коллектор имеет низкое разряжение, блок управления двигателем будет воспринимать это как большую нагрузку, увеличивая время работы форсунок.
Лавинообразное явление
По мере засорения катализатора смесь становится все более богатой, что приводит к перегреву и разрушению катализатора.
Причины разрушения катализатора
-
Использование некачественного топлива.
-
Редко обслуживаемые, грязные форсунки двигателя.
-
Старые или вышедшие из строя свечи зажигания.
-
Засоренный воздушный фильтр.
Причины замены воздушных фильтров
Несмотря на то, что все мы знаем об этом, многие люди по-прежнему пренебрегают своевременной заменой воздушных фильтров. Если не принять меры, воздушный фильтр может засориться, что приведет к эффекту «воздушного голодания», а также к смещению датчиков входящего потока воздуха (например, MAP, MAF). Это, в свою очередь, заставляет ЭБУ неточно рассчитывать нагрузку на двигатель, что приводит к неправильному составу топливной смеси. Как следствие, повышается расход топлива.
Последствия поломок автоматических коробок передач
В гидротрансформатор автоматической коробки передач встроена блокирующая муфта (TCC). Эта муфта срабатывает, когда блок управления АКПП подает сигнал. При включении муфты частота вращения первичного вала АКПП сравнивается с частотой вращения коленчатого вала двигателя. Проскальзывания гидротрансформатора не происходит, поэтому обороты двигателя падают и расход топлива снижается.
Трата топлива и перегрев
Режим блокировки гидротрансформатора, как правило, отсутствует, что приводит к нерациональному расходованию топлива и перегреву автоматической коробки передач. Неисправности блока блокировки гидротрансформатора также останавливают переход на наиболее экономичную повышающую передачу, ограничивая производительность автомобиля. Это общая проблема для многих моделей автоматических трансмиссий.
Режим Limp-In
При возникновении серьезных неисправностей автоматическая трансмиссия с электронным управлением переходит в аварийный режим, называемый limp-in. В этом режиме некоторые модели могут использовать только вторую или третью передачу, что позволяет водителю доехать до ремонтной станции. К сожалению, многие неосведомленные водители продолжают эксплуатировать свой автомобиль в таком режиме, что приводит к чрезмерному расходу топлива.
Стиль вождения и топливная экономичность
Ключ к экономичному вождению — быстрое переключение на повышенную передачу и использование момента. Если на вашем автомобиле установлена система контроля скорости (т. е. «Speed Control» или «Cruise Control»), то стоит обратить внимание на то, как она работает. Как правило, она быстро разгоняется до высшей передачи, снижает скорость, а затем продолжает движение. Если сравнить расход топлива в режиме «Speed Control» с собственным стилем вождения, то некоторые водители могут обнаружить, что они сжигают больше топлива.
Некоторые водители, использующие автоматику
Некоторые водители автомобилей продолжают работать на двух ногах, но вместо сцепления нажимают на тормоз. Такие водители могут жаловаться на повышенный расход топлива.
Влияние кондиционера на расход топлива
Мы можем рассмотреть два случая: в городе или на автомагистралях. В городах, где время простоя двигателя велико, кондиционер забирает часть мощности двигателя для работы своего компрессора. Чем слабее двигатель, тем больше доля забираемой мощности. Обычно на холостом ходу он забирает от 5 до 15 %.
При интенсивной работе
На высоких скоростях и при больших нагрузках влияние кондиционера на расход топлива незначительно. Мощность двигателя достаточно велика, поэтому энергию, затрачиваемую на работу компрессора, легко упустить из виду. При работающем кондиционере окна автомобиля обычно закрыты, что улучшает аэродинамику и, как следствие, повышает топливную экономичность.
Топливная экономичность и вязкость смазочных масел
Очевидно, что вязкость масел для двигателей, коробок передач, раздаточных коробок и мостов оказывает существенное влияние на расход топлива. Если вязкость этих смазочных материалов слишком высока, то это может увеличить расход топлива до 15%.
Влияние температуры двигателя на расход топлива
Идеальная температура работы двигателя составляет 97–104 °C. При перегреве двигателя нарушается топливно-воздушный баланс, смесь нарушается из-за горячего впускного воздуха и быстрого испарения топлива. В таких условиях цилиндры заполняются неправильно, что приводит к работе двигателя на неполноценной смеси, вызывает детонационное зажигание и заметное снижение мощности. Такие условия приводят к еще большему нагреву двигателя, что приводит к повышенному расходу топлива.
Причины перегрева двигателя
-
Термостат застрял в закрытом положении.
-
Неисправность водяного насоса.
-
Ослаблена или повреждена крышка радиатора двигателя.
-
Нечистый радиатор или слой накипи в каналах радиатора/охлаждения.
-
Не работает вентилятор охлаждения радиатора.
В условиях холодного двигателя ЭБУ рассчитывает обогащенный впрыск топлива, что необходимо для нормальной работы в режиме прогрева. Если температура двигателя ниже температуры работы, ЭБУ все равно регулирует состав воздушно-топливной смеси в соответствии с алгоритмом прогрева двигателя. При температуре ниже 80°С расход топлива может увеличиться на 15–20% по сравнению с обычным. Причиной низкой температуры двигателя обычно является отсутствие термостата или неисправный мотор термостата (ненадежно закрыт).
Возможная альтернатива
Все более низкая температура двигателя, которая становится все более распространенной, объясняется не только постоянным использованием автомобиля для коротких поездок. Например, если человек проезжает 3 км до работы и обратно, то двигатель никогда не достигает своей обычной температуры.
Комментарии закрыты.