Take a fresh look at your lifestyle.

Автомобильный бренд Москвич

47

С ноября 2022 года автомобильная марка «Москвич» выпускает автомобили на бывшем заводе Renault в Москве. Первой моделью, выпущенной заводом, стал кроссовер «Москвич-3». Начало продаж этого автомобиля намечено на декабрь 2022 года. Завод КИМ — масштабный автомобильный проект, связанный с брендом «Москвич».

Соглашение 1929 года

В 1929 году Советский Союз и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода (впоследствии получившего название Горьковский автомобильный завод, или ГАЗ). До возведения настоящего завода в Нижнем Новгороде работали два сборочных предприятия — Государственный завод № 1 (впоследствии Горьковский автобусный завод, ныне Завод аппаратуры связи имени А. С. Попова) и Государственный завод № 1. Попова) и государственный завод № 2 в Москве — собирали грузовики из комплектов деталей. Основное производство располагалось на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) вдоль Московской окружной железной дороги. В 1930-е годы на нем производилась сборка легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА, сначала из американских комплектующих, а затем из деталей советского производства.

Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи

В 1939 г. завод был отобран у ГАС и получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи» (КИМ). Для него был разработан субкомпактный автомобиль КИМ-10 с полностью металлическим полунесущим кузовом, аналогичный американскому автомобилю Ford Prefect. Всего до начала войны было выпущено около 300 автомобилей, а серийное производство началось 1 августа 1941 года.

Эвакуация и расширение

Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был переведен в Свердловск, где началось производство легких танков Т-60 и Т-70. Первое поколение «москвичей» было завершено в мае 1945 года, когда Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве автозавода по выпуску малолитражных автомобилей на базе КИМ. Организация получила название ЗМА (позднее МЗМА).

Производство КИМ-10 отменено

Первоначально планировалось начать производство КИМ-10, но в августе 1945 г., вероятно, по личному указанию И. В. Сталина, возникла идея выпуска реплики немецкого автомобиля Opel Kadett K38 образца 1937–1940 гг. Некоторые исследователи утверждают, что документация и оборудование для сборки этих автомобилей были вывезены с завоеванных территорий Германии. Другие источники утверждают, что автомобиль был разработан «с нуля» на основе имеющихся образцов и пресс-форм.

Москвич-400 — первый серийный автомобиль в СССР

В 1946 г. в Советском Союзе был выпущен «Москвич-400» модели «Кадет». Этот пятиместный седан оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 лошадиные силы (л. с.). Кроме того, на базе этой исходной модели выпускались кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году появился «Москвич-401» с усиленным двигателем мощностью 26 л. с. Всего было выпущено около 234 тыс. этих «Москвичей» первого поколения, что сделало их первыми массовыми автомобилями, продававшимися в СССР для личного пользования.

2-е и 3-е поколения

В 1956–1965 гг. на МЗМА выпускалась следующая когорта «Москвичей» — модели 402, 403, 407 и их производные. По конструкции они практически не отличались от предыдущего поколения, хотя имели кузов понтонного типа и внешне были похожи на более роскошный автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Всего было выпущено более 553 000 единиц.

Участие российского автопрома в международных ралли

История участия российских автомобилей в международных ралли началась в 1964 году с автомобиля «Москвич-407». Третье поколение этих автомобилей — «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и их производные — отличались более современным дизайном. В 1968 году предприятие было переименовано в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). В том же году Ижевский автомобильный завод, предприятие Министерства обороны СССР, выпустил автомобиль «Москвич-412». Впоследствии этот завод стал самостоятельной маркой, известной как «Иж». Кроме того, «Москвичи» собирались из советских машинокомплектов в Болгарии (на Балканском заводе в Ловече) и Бельгии (на совместном предприятии «Скальдия — Волга» в Брюсселе). В отдельные годы на экспорт отправлялось более половины «Москвичей». Всего было выпущено 3,2 млн. экземпляров этого третьего поколения.

Четвертое поколение и закрытие предприятия

В 1986 году компания АЗЛК (впоследствии ОАО «Москвич») начала выпуск переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» с базовым кузовом хэтчбек. В других странах он продавался под названием Aleko. Он оснащался двигателями Волжского автомобильного завода (ВАЗ), которые на тот момент уже были устаревшими.

В начале 1990-х гг. производство сократилось из-за отсутствия государственного финансирования. Модернизированные серии («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных двигателей Renault, ставших слишком дорогими после дефолта 1998 года, не смогли улучшить ситуацию.

Конвейер остановлен, АЗЛК больше нет

Четвертого марта две тысячи второго года главный конвейер АЗЛК был остановлен, что привело к закрытию компании. Спустя десять лет, в 2010 году, процедура банкротства была завершена, и компания была ликвидирована. Всего было выпущено 716 тыс. единиц четвертого поколения. Впоследствии территорию АЗЛК заняли новый автозавод Renault и технополис «Москва». В 2016 году товарные знаки АЗЛК, «Москвич» и «Москвич» вместе с логотипами были зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ и будут действовать до 2025 года.

Мэр Собянин объявил о возрождении Московского автомобильного завода и марки «Москвич

16 мая 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что московский автомобильный завод Renault переходит в собственность города и на нем возобновляется производство легковых автомобилей под исторической маркой «Москвич». Основным технологическим партнером предприятия объявлен КАМАЗ. 23 ноября 2022 года на заводе началась крупноузловая сборка автомобилей. К концу года на заводе планируется собрать 600 автомобилей (из них 400 — электромобили). Параллельно с крупноузловой сборкой в 2024 году начнется мелкосерийное производство. Как следует из документов, представленных на заводе, в 2024 году на автомобилях будут установлены собственные московские аккумуляторы, электродвигатель и бортовое зарядное устройство, а в 2025 году москвичи получат свою продукцию.

Комментарии закрыты.