Автомобильный бренд Chery
За более чем два с половиной десятилетия китайский автопроизводитель Chery Automobile прошел большой путь. Сегодня это один из самых амбициозных игроков на российском автомобильном рынке. Материнский бренд Chery постоянно обновляет и расширяет свой модельный ряд. Набирает обороты и премиальная линейка Exeed. Кроме того, к запуску в производство готовятся Omoda и Jetour. В этой статье мы вспомним, с чего начиналась компания Chery и во что она превратилась.
Chery: История автомобильного успеха
Chery — автомобильная компания, основанная в 1997 г. в городе Уху (провинция Аньхой, Китайская Народная Республика). Название Chery является транслитерацией китайского слова Qirui, которое имеет значение «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке это имя одновременно ассоциируется со словами «Cherry» и «Cheery».
Изначально компания была создана для производства двигателей и автокомпонентов, но со временем превратилась в полноценного производителя автомобилей. Первым автомобилем, сошедшим с конвейера, стал печально известный лифтбек Fengyun в декабре 1999 года. В России он также был известен под названиями Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2, Chery Amulet, Vortex Corda.
Фэнъюнь и его производные
Fengyun и его производные были созданы как реплики испанского Seat Toledo первого поколения, выпускавшегося в конце 80-х — начале 90-х годов. Когда компания Chery придумала этот автомобиль, ему уже было 10 лет. После европейского производства он был выпущен в Китае. Классический дизайн от итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро в сочетании с эффективной компоновкой, вместительным для небольшого автомобиля салоном и огромным багажником легли в основу этого бюджетного китайского автомобиля. Такие модели, как Cowin 2, оставались популярными до 2016 года, хотя спрос на них снизился из-за появления на китайском рынке более интересных и современных альтернатив по той же цене.
Неудовлетворительная работа Chery Amulet в России
С 2006 по 2008 год сборка Chery Amulet осуществлялась на калининградском заводе «Автотор». В 2007 году автомобиль Amulet был подвергнут краш-тесту, проведенному газетой «Авторевю». Результаты оказались настолько низкими, что многие отказались от его покупки. Несмотря на низкую безопасность и коррозионную стойкость, Chery Amulet был возрожден в России и с 2010 по 2012 год выпускался на ТагАЗе как Vortex Corda. Бренд Vortex был создан специально для Российской Федерации, в рамках которого на заводе в Таганроге собирались седан Estina (ребрендированный как Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). Из трех ведущих моделей Vortex наименьшей популярностью пользовался лифтбек Corda — было очевидно, что у него нет шансов на успех в России.
Chery Tiggo: Копия Toyota RAV4
В начале прошлого десятилетия большой популярностью пользовался кроссовер Chery Tiggo. Это был откровенный клон Toyota RAV4 второго поколения, но с пятидверным кузовом. Китайский «Равик» пережил несколько итераций, попутно проводя ребрендинг (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). К сожалению, для многих россиян это был единственный кроссовер, который они могли себе позволить. Несмотря на низкую цену, модель ушла с российского рынка только в 2020 году, когда Chery перешла на новый технологический уровень.
Кроссоверы Chery — новая волна популярности
В 2019 году в России появились два новых кроссовера Chery — субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. По сравнению с предыдущими моделями Chery эти автомобили стали значительно лучше, причем не только внешне и по ходовым качествам, но и по недостаткам, на которые можно было не обращать внимания.
Впервые бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок стали массово переходить на Chery. Соответственно, это привело и к быстрому посткризисному росту продаж дилеров Chery в России. В 2021 году было продано 37 118 автомобилей против 18 139 в докризисном 2014 году. Еще больший рост наблюдается по сравнению с показателями 2019 года — 6 358 автомобилей и 2020 года — 11 452 единицы.
2019: Запуск бренда Chery Exeed в России
В 2019 году компания Chery вышла на российский рынок с премиальным брендом Exeed, который уже был представлен в Китае с 2018 года. Для работы на российском рынке бренд первоначально назывался Cheryexeed. Однако в конце лета прошлого года было принято решение вернуться к первоначальному китайскому варианту — просто Exeed. Соответственно, автомобили Exeed теперь продаются как через собственную дилерскую сеть, так и на российских потребительских сайтах. Более того, Chery и Exeed теперь являются двумя самостоятельными компаниями.
Спрос на китайскую роскошь в России резко возрос
Очевидно, что спрос на предметы роскоши из Китая в России значительно вырос, а начавшиеся в феврале этого года геополитические события только усилили его. Это особенно актуально на фоне массового бегства из страны люксовых брендов, в том числе из Европы, Америки и Японии. Таким образом, обеспеченные граждане все чаще обращаются к дорогой китайской продукции.
Компания Chery, один из известных китайских брендов, увидела возможность расширить свое присутствие на российском рынке, в результате чего осенью этого года был запущен бренд Omoda. Omoda — это линейка моделей Chery, таких как Arrizo и Tiggo, специально разработанная для российского рынка и позиционируемая как «высокий средний класс», т. е. что-то среднее между Chery и Exeed. Кроме того, по слухам, в ближайшее время будет выпущен и ориентированный на молодежь бренд Jetour.
Jetour: Доступный бренд, ориентированный на молодежь
Jetour, китайский бренд, запущенный в 2018 году, доказал свою успешность. В 2019 году было продано более 130 000 автомобилей, а в 2021 году — более 150 000. Chery хочет большего и объявила о переформатировании Jetour. С другой стороны, не все бренды, созданные Chery, были успешными. В 2009 г. Chery представила три новых бренда — Karry, Rely и Riich, но из-за нечеткого позиционирования и разброса ресурсов Rely и Riich были сняты с производства в 2012 г., а Karry сохранился, но теперь предлагает только недорогие легкие грузовики и микроавтобусы.
Рождение новой автомобильной компании
В 2007 г. было создано совместное предприятие израильской корпорации Chery и ее подразделения Kenon с целью создания автомобильной марки, способной конкурировать на европейском, китайском и, в конечном счете, мировом рынках. Первоначально компания называлась CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), но в 2011 г. была переименована в более запоминающееся Qoros. Семейство компактных автомобилей Qoros разрабатывалось с нуля, а дебютная модель, Qoros 3, была представлена на Женевском автосалоне 2013 года. Европейский дизайн Qoros был хорошо принят прессой и потенциальными покупателями, а 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP обещал китайско-израильскому автомобилю светлое будущее. К сожалению, несмотря на положительный прием, Qoros в итоге не смог произвести должного впечатления.
Qoros борется за расширение своей дилерской сети в Европе
Компания Qoros с трудом расширяла свою дилерскую сеть в Европе, сумев продать лишь несколько десятков автомобилей. Качество производства автомобилей, которые собирались в китайском городе Чанша, было на низком уровне. Даже в Китае, где зародилась марка, продажи были минимальными.
Chery’s Cowin Auto
В 2014 г. компания Chery создала дочернюю компанию Cowin Auto. Это новое предприятие было ориентировано на молодых людей, живущих в провинциальных городах и имеющих ограниченный бюджет. Cowin Auto будет предлагать им более доступные автомобили Chery.
Cowin Revamp
В этом году марка Cowin прошла через процесс модернизации, перейдя от своих нынешних моделей Chery к чему-то более характерному. Начиная с 2024 года, Cowin будет иметь собственный оригинальный дизайн от бельгийца Лоуи Вермерша, ранее работавшего в Pininfarina. Результаты этой трансформации еще предстоит увидеть.
Chery и Jaguar Land Rover объединили усилия
В 2012 году компания Chery объединила свои усилия с британской компанией Jaguar Land Rover. Целью этого союза, принадлежащего индийской компании Tata Motors, была локализация британских автомобилей в Китае. Производство началось в 2014 г., и хотя Chery не принимает участия в управлении этим совместным предприятием, британцы могут свободно решать, что и как производить. Сотрудничество с таким престижным брендом значительно повышает имидж китайской компании.
Неудачные попытки Chery выйти на рынок Северной Америки
В 2007 г. компания Chery пыталась выйти на рынок США через альянс с Chrysler, предложив бренд Dodge для своих недорогих субкомпактов A1/Kimo. Однако американцы быстро отказались от этого предложения, якобы из-за низкого качества китайских автомобилей.
В 2019 году калифорнийская компания HAAH Automotive Holdings намеревалась представить в США автомобили Chery. Планировалось поставлять премиальные модели Exeed под именем Vantas и «стандартные» кроссоверы Chery под названием T-GOs. К сожалению, этот проект заглох — «официально» из-за пандемии COVID-19, а «неофициально» — из-за чрезмерной амбициозности руководства HAAH.
Однако в этом году автомобили Chery стали поставляться в Мексику, которая входит в состав Северной Америки. Там они продаются под маркой Chirey.
Доля Chery на рынке электромобилей
Компания Chery, возможно, не обладает таким же уровнем высокотехнологичных, мощных и дальнобойных электромобилей, как Tesla, однако, по данным CleanTechnica, она контролирует 4,8% китайского рынка электромобилей, занимая четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). Этот успех во многом объясняется их небольшими и дешевыми EV, такими как eQ1, который был продан 46 914 раз в первой половине 2020 года, и QQ Ice Cream, который был продан в количестве 54 097 единиц в 2020 году.
Chery и Россия
После развала завода ТагАЗ компания Chery начала собирать свои автомобили на черкесском заводе «Дервейс». Это сотрудничество оказалось недолгим, и Chery пришлось вернуться на калининградский «Автотор». Несмотря на неоднократные обсуждения, завод Chery в России так и не появился.
В августе вновь возникла идея локализации производства в России, хотя успех Chery в экспорте из Китая говорит о том, что это не является абсолютной необходимостью. Кроме того, в настоящее время компания не нуждается в локализации производства в России.
Комментарии закрыты.