Take a fresh look at your lifestyle.

Топливный фильтр как устроен и как работает, когда менять

31

Топливные фильтры работают для того, чтобы очистить топливо от частиц резины, металла и ржавчины, которые могут попасть в топливо до того, как оно попадет в двигатель. Даже на самых лучших и дорогих заправках нет абсолютно чистого топлива. На нефтеперерабатывающих заводах топливо получается более чистым, однако, чтобы попасть в бак, оно должно пройти через множество насосов, кранов, клапанов и трубок (металлических или полимерных). Этот процесс может привести к износу, поэтому необходимы топливные фильтры.

Загрязненное топливо

Если вы покупаете бензин или дизельное топливо у подозрительного продавца, это представляет опасность для вашего автомобиля. Топливо может храниться в нечистых емкостях — канистрах, ведрах, бочках. Для защиты двигателя от нежелательных частиц в автомобиле установлены два топливных фильтра.

Фильтр грубой очистки

В целом сетка из мелких отверстий защищает топливный насос от крупных частиц. Фильтр тонкой очистки обеспечивает дополнительную защиту наиболее уязвимых компонентов топлива, таких как:

Топливный насос

Он подает топливо из бензобака к топливным форсункам под постоянным давлением.

Топливные форсунки

Топливо распыляется в камеру сгорания. Фильтр эффективен против частиц, которые невозможно увидеть, а также против износа топливного насоса из бензобака.

Топливные фильтры: Необходимость

Топливные фильтры тонкой очистки необходимы и имеют алюминиевый корпус, внутри которого находится фильтрующий элемент. Стрелка на корпусе указывает на направление движения топлива. Это характерно для инжекторных двигателей. Но может ли автомобиль работать без топливного фильтра?

Даже в самых простых автомобилях имеются топливные фильтры грубой и тонкой очистки. Если нет веских причин, то отсутствие чего-то может произойти только в двух сценариях.

Проблемы с сеткой топливного насоса

К сожалению, нередко автомеханики допускают ошибки в работе сетки топливного насоса. При ремонте или диагностике топливной системы поток топлива может быть направлен, не проходя через фильтр. Это может произойти при очистке топливных форсунок, когда к топливной системе подключается мощный насос и отключается топливный насос — после этого двигатель работает на очищающей жидкости. Очень важно, чтобы механик был аккуратен и соблюдал чистоту при работе с топливной аппаратурой.

При отсутствии фильтра

При отсутствии фильтра машина может только нуждаться в ручном ремонте или не соответствовать стандартам чистоты на рабочем месте. При отсутствии фильтра очистки система не пострадает, но более тонкий фильтр сможет справиться с более крупными частицами, хотя и он быстро засорится. Топливный насос может сломаться, если в него из основания бака попадет значительная песчинка. Если частицы довольно крупные, насос необходимо заменить. Если частицы не очень крупные, то насос не остановится, но ему придется потрудиться и перемолоть все, что попало из основания топливного бака: песок, грязь, кусочки коррозии.

Неисправный фильтр приводит к катастрофическим последствиям

Без правильно работающего фильтра последствия могут быть катастрофическими: выходят из строя топливные насосы и форсунки. В топливном насосе поршень и гильза работают в среде высокого давления. Если в эту пару попадет крупная частица грязи, то топливный насос будет серьезно поврежден, а его производительность снизится. На конце топливной форсунки имеется распылитель с отверстиями. Чем они меньше и чем выше давление топлива, тем эффективнее распыляется и смешивается с воздухом топливо, в результате чего двигатель работает мощнее и экономичнее. Например, на дизельном двигателе КАМАЗ распылители имеют четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко забить одно или несколько отверстий, в результате чего двигатель будет работать неэффективно, что приведет к увеличению расхода топлива.

Расположение деликатного топливного фильтра

Картридж топливного фильтра, не имеющий корпуса, представляет собой бумажную гармошку, сложенную в цилиндр. Существуют различные модели. Картридж может иметь уплотнительные кольца в верхней части и небольшую рамку в нижней части, предназначенную для сбора воды. В качестве альтернативы картридж может быть снабжен трубками или каналами, позволяющими удалять воду из корпуса без необходимости разбирать всю систему.

Корпус как часть топливной системы

Рассматриваемый в данном случае корпус входит в состав топливной системы, которая состоит из отдельной полости с отсоединяемой крышкой. На корпусе или его крышке может быть установлен специальный штуцер, обеспечивающий слив воды.

Внимание к качеству упаковки. Необходимо внимательно отнестись к качеству упаковки фильтра: помимо картонной коробки, он должен находиться в герметичном пакете или пленке — такая упаковка обеспечивает защиту от влаги.

Бескорпусный фильтр нового Volkswagen Tiguan. Представлен бескорпусный топливный фильтр тонкой очистки от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем. Он имеет дополнительную трубку для отвода воды, скапливающейся в нижней части корпуса. Фото: Henadzi Kilent/Shutterstock.

Корпусные фильтры

Как правило, корпус фильтра располагается в нижней части, поэтому чаще всего он изготавливается из алюминия — материала, обладающего высокой коррозионной стойкостью. Корпус может быть выполнен и из пластика. Внутри него находится цилиндрическая конструкция, напоминающая гармошку, изготовленная из фильтровальной бумаги.

Для карбюраторов

Для того чтобы давление топлива было низким, корпус изготавливается из тонкого прозрачного пластика. Это облегчает контроль состояния, так как любое загрязнение легко обнаруживается на картридже. Если загрязнение чрезмерно, то фильтр необходимо заменить.

Топливные инжекторы и дизели

Инжекторы требуют более высокого давления и соблюдения стандартов очистки топлива. Корпус обычно изготавливается из алюминия, и иногда на нем указывается давление. Если это так, значит, внутри находится клапан понижения давления. Как правило, он имеет три штуцера: впускной, выпускной и «обратный» для отправки лишнего топлива обратно в топливный бак.

Дизели чаще всего имеют вертикальную форму и изготавливаются из алюминия или прочного непрозрачного пластика. Они имеют четыре штуцера: впуск, выпуск, возврат в топливную рампу и возврат в бак. Дополнительно может быть установлен штуцер для слива воды или датчик воды в топливном фильтре.

Перестановка датчиков

Некоторые топливные фильтры могут не комплектоваться датчиком или штуцером. В таких случаях вместо него устанавливается заглушка. Чтобы решить эту проблему, необходимо переставить датчик со старого фильтра. Настройка давления в фильтре указана на его корпусе. Топливный насос всегда работает под высоким давлением, что обеспечивает бесперебойную подачу топлива. Редукционный клапан снижает избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.

На первый взгляд идентичны, но не стоит игнорировать давление

С первого взгляда может показаться, что эти два фильтра идентичны, однако необходимо знать рабочее давление в топливной системе. Для двигателя с естественной циркуляцией давление в топливном баке составляет 4 бар, при этом в баке работает всего один насос. Однако для турбодвигателя с непосредственным впрыском давление составляет 6,6 бар — это необходимо для привода насоса, который затем увеличивается до 40–60 бар. В корпусе фильтра в зависимости от двигателя может быть либо 4,5, либо 3,8 бар.

Топливные фильтры без обслуживания

Топливные фильтры, не требующие обслуживания, устанавливаются в камере топливного насоса в топливном баке на весь срок службы автомобиля. При замене этого фильтра возникают определенные проблемы:

  • Процесс замены не регламентирован, что приводит к непомерно высоким затратам.
  • Сам фильтр нельзя найти как отдельный компонент: в каталоге указан только топливный насос в сборе с фильтром.

Топливный фильтр для Volkswagon Tuareg Petrol

Топливный фильтр для автомобиля Volkswagon Tuareg Petrol расположен над топливным насосом и должен приобретаться отдельно, хотя регламента его замены в настоящее время не существует. Правильный выбор фильтра может вызвать затруднения, поскольку важно правильно подобрать его по идентификационному номеру автомобиля (VIN).

Если выбран неправильный фильтр

Если выбран неправильный фильтр, это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя. Если топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар использовать на двигателе с турбонаддувом, требующем давления 6,6 бар, то топливо будет поступать с перебоями. На холостом ходу двигатель может работать ровно, но при нагрузке могут возникать осечки. Топливно-воздушная смесь будет обеднена, а давление окажется недостаточным. Кроме того, блок управления двигателем может попытаться скорректировать состав смеси, но проблемы с разгоном все равно останутся.

Опасности, связанные с установкой фильтра с большим давлением

Если в слабый двигатель установить фильтр с более высоким давлением, чем требуется, то форсунки будут подавать повышенное количество топлива, что приведет к обогащению смеси. Это, в свою очередь, может привести к детонации. В этом случае топливно-воздушная смесь воспламеняется раньше, чем положено, и если электроника не в состоянии это обнаружить, может потребоваться серьезный ремонт.

Поиск альтернатив

Оригинальные топливные фильтры могут быть недоступны или слишком дороги, однако, как правило, существуют хорошие заменители. Чтобы узнать, какой фильтр лучше установить, рекомендуется проконсультироваться со специалистом станции технического обслуживания.

Остерегайтесь дешевых фильтров

Если вы выбираете фильтр, старайтесь держаться подальше от недорогих фильтров. У китайской марки обнаружен дефект в редукционном клапане — каждый десятый фильтр издает очень громкий свист при включении топливного насоса. Никто не знает, поддерживается ли давление, но клиенты возвращают их толпами. Машина может доехать до гаража своим ходом, но это неприятный опыт.

Когда менять топливный фильтр

Периодичность замены топливного фильтра строго регламентируется автопроизводителем. Например, Volkswagen Polo Sedan требует его замены каждый второй раз или через 30 тыс. км пробега. Он расположен на днище автомобиля, рядом с топливным баком, и к нему легко добраться. В Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса в баке. Для его замены необходимо извлечь топливный насос и осмотреть его. Тем не менее, регламент предписывает 60 000 км.

Дизельные двигатели в коммерческих автомобилях

Когда речь идет о дизельных двигателях, которыми оснащаются коммерческие автомобили, правила могут отличаться от тех, что действуют для легковых машин. Например, на Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр необходимо менять каждый второй раз, но только после пробега 40 тыс. км. В руководстве по эксплуатации автомобиля должна содержаться информация о периодичности замены топливного фильтра.

Если в вашем автомобиле установлен фильтр, не подлежащий замене, и производитель не сообщает об этом, рекомендуется следить за любыми изменениями в поведении автомобиля и работе двигателя. О том, что топливный фильтр засорился, можно узнать по следующим признакам:

Симптомы неисправности двигателя

Двигатель начинает икать, регулярно глохнет. После длительного простоя автомобиль трудно завести. Автомобиль «не тянет» при движении в гору или под нагрузкой, что вызывает вибрации и повышенный расход топлива. При этих признаках правильнее всего обратиться в автосервис для диагностики, но, скорее всего, сначала предложат заменить топливный фильтр. Важно исключить самую банальную проблему и, если потребуется, продолжить диагностику.

Соображения по заправке топливом

Не стоит откладывать замену топливного фильтра на потом. Соблюдайте предписания или меняйте его чаще при заправке из ненадежных источников. Если вы выполняете замену самостоятельно, имейте в виду, что это может привести к некоторому беспорядку и осложнениям, связанным с загрязнением или коррозией.

Ознакомьтесь с дорогостоящей заменой

Обратите внимание на то, сколько стоит замена фильтра на станции технического обслуживания вашего автомобиля. Иногда цена инструмента для самостоятельной замены превышает стоимость услуг специалиста, а ведь фильтр следует менять в среднем раз в два года.

Избегайте фильтров из дешевых магазинов

Никогда не выбирайте самые дешевые фильтры: они могут вызвать трудности, которые станут очевидны только тогда, когда вы окажетесь вдали от дома. В этом случае может потребоваться помощь эвакуатора.

 

Комментарии закрыты.