Цетановое число дизельного топлива
Цетановое число (ЦЧ) — это показатель, используемый для оценки качества воспламенения дизельного топлива. Оно определяется временем, которое требуется для воспламенения топлива при его впрыске в двигатель. Чем выше цетановое число, тем быстрее воспламеняется топливо и тем лучше его эксплуатационные характеристики.
Как определить значение?
Цетановое число топлива определяется в ходе лабораторных испытаний. Оно рассчитывается путем сравнения задержки воспламенения испытуемого топлива с эталонным. Эталонным топливом является цетан (гексадекан), его цетановое число равно 100.
Каким должно быть значение?
Для того чтобы соответствовать соответствующим стандартам качества топлива, дизельное топливо должно иметь цетановое число не менее 40. Это число может быть увеличено в процессе производства или с помощью топливных присадок.
Преимущества высокого цетанового числа
Использование дизельного топлива с высоким цетановым числом дает ряд преимуществ. К ним относятся повышение топливной экономичности, снижение вредных выбросов и более плавная работа двигателя.
Воспламеняемость: Определяющая характеристика дизельного топлива
Воспламеняемость — одно из основных свойств дизельного топлива, о чем свидетельствует цетановое число. Этот показатель показывает, с какой скоростью воспламеняется топливо в цилиндре. Чем больше это значение, тем быстрее время впрыска топлива. Это, в свою очередь, обеспечивает равномерное, спокойное и плавное горение смеси. Кроме того, при более высоком показателе двигатель быстрее запускается, и мощность его увеличивается. В результате зимнее дизельное топливо с улучшенным запуском ДВС имеет лучшую производительность, чем летнее.
Влияние цетанового числа
Цетановое число определяется смесью парафинов и ароматических углеводородов, входящих в состав топлива. В дальнейшем это влияет на экологичность топлива, а также на его эксплуатационные качества. Как правило, идеальным для двигателя является цетановое число от 40 до 55.
Стандарты качества топлива
Стандартный вид топлива имеет значение индекса 40–45 единиц, а топливо высшего качества — 45–50 единиц. В европейских странах установлен более жесткий предел — 48 единиц. Если показатель превышает 60 единиц, то топливо сгорает не полностью, что приводит к увеличению выбросов дыма. Снижение цетанового числа топлива ниже 40 единиц приводит к повышенному износу, так как двигатель будет работать с перебоями.
Методы измерения цетанового числа
Для определения цетанового числа (ЦЧ) того или иного вида дизельного топлива необходимо использовать следующий метод:
- Оценить время сгорания смеси, состоящей из α-метилнафталина и цетана. Чем выше ЦЧ, тем больше горючих фракций содержит дизельное топливо, что делает его лучшим выбором для двигателей, работающих в холодном климате.
Контрастирование эталонных показателей
При оценке полученных результатов необходимо сопоставить их с эталонными значениями. Для этого определяется цетановое число образца. Чтобы убедиться в том, что качество топлива соответствует стандартам, используются два эталонных значения: одно с более высоким цетановым числом, чем у образца, а другое — с более низким. Это гарантирует, что некачественное топливо не повредит двигателю.
Нюансы дизельного топлива с различными КП
Для обеспечения максимальной эффективности и низкого образования нагара дизельное топливо высшего качества должно иметь цетановое число в диапазоне 50–55. Такое топливо идеально подходит для работы в условиях отрицательных температур благодаря улучшенным эксплуатационным характеристикам и повышенной вязкости.
Повышение цетановых чисел в производстве
Состав топливной смеси определяет цетановое число. Для повышения цетанового числа в производстве можно использовать такие присадки, как изопропиловые, синтиновые или нитросоединения. Без ухудшения качества топлива это позволяет повысить цетановое число от 2 до 7 пунктов. Однако дальнейшее повышение цетанового числа может привести к снижению эксплуатационных характеристик дизельного топлива.
Преимущества смешанных установок с интерфейсом USB
Такие установки могут смешивать до пяти компонентов и встречаются как на нефтеперерабатывающих заводах, так и на АЗС. Полученную топливную смесь можно использовать до 180 дней без разделения компонентов. Кроме того, эти установки позволяют самостоятельно вводить присадки.
Избежание неблагоприятных результатов
Многие автомобилисты имеют привычку при покупке дизельного топлива в дорогу брать с собой специальные присадки, чтобы избежать нежелательных последствий. К преимуществам таких присадок относятся:
— уменьшение износа и загрязнения деталей двигателя — ускорение процесса воспламенения — Снижение расхода топлива — Улучшение эксплуатационных характеристик — Уменьшение черного дыма, белого выхлопа, шума и стука в двигателе.
Повышение эффективности сжигания топлива
-
Повышает количество сжигаемого топлива;
-
Сокращает количество отложений;
-
Обеспечивает спокойную и стабильную работу двигателя внутреннего сгорания.
Различные присадки
На рынке можно найти различные присадки. Рассмотрим особенности некоторых из них:
- Lubrizol 8090. Повышает цетановое число на 3–5 единиц. Защищает детали двигателя от повреждений, коррозии и деформации, образуя на внешней стороне деталей непроницаемую пленку. Благодаря этой присадке можно избавиться и удалить отложения, а также предотвратить потемнение элементов двигателя внутреннего сгорания.
Clarian Dodicet 5073
Clarian Dodicet 5073 в среднем усиливает показатели на 4–7 единиц, снижает выбросы и устраняет дымность, а также способствует стабилизации работы двигателя. Особенно полезна эта присадка в зимний период, позволяя быстрее заводиться и развивать большую мощность.
Zenteum ZR 668
Zenteum ZR 668 — модификатор топлива, повышающий уровень дизельного топлива на 7–10 единиц. Подходит для любых типов дизелей, в том числе и арктических. Он также повышает топливные характеристики, снижает уровень вредных выбросов и не наносит вреда деталям двигателя.
Afton HiTEC 410W
Добавление этого продукта в топливо автомобиля повышает цетановое число на два пункта. Кроме того, он уменьшает количество выхлопных газов, снижает вибрацию двигателя и предотвращает летучесть дизельного топлива. Каждый водитель имеет право выбора частоты использования этого продукта в зависимости от особенностей эксплуатации автомобиля. Производители рекомендуют использовать корректоры при каждой заправке.
Требования Европейского Союза
В Европейском Союзе действуют более строгие правила к составу дизельного топлива, чем в Российской Федерации. Наименьшее допустимое количество составляет 48 единиц.
Стандарты России
В России стандарты по количеству добавляемых веществ, на каком этапе и для какого объема топлива определяются производителем.
Октановое и цетановое числа — не одно и то же
В Российской Федерации цетановое число определяется стандартами ГОСТ. Однако существует распространенное заблуждение, что октановое и цетановое числа измеряют одно и то же в топливе. На самом деле эти два числа совершенно разные по составу и техническим характеристикам.
Разница между октаном и цетаном
Октан и цетан — два углеводорода, различающиеся числом атомов в молекуле: у октана их 8, а у цетана — 16. Октан является летучим соединением, а цетан — нет. Молярная масса октана значительно меньше — 114,23 г/моль, чем цетана — 226,45 г/моль. Кроме того, октан используется для измерения эксплуатационных характеристик бензина, а цетан — для измерения степени задержки воспламенения.
Октановое и цетановое число: Разные значения, разные цели
Октановое и цетановое числа являются показателями качества топлива, но служат для разных целей. Октановые числа относятся к характеристикам бензина, а цетановые числа характеризуют воспламеняемость дизельного топлива.
Чем выше цетановое число, тем ниже октановое число; иными словами, дизельное топливо с более высоким цетановым числом лучше работает и быстрее воспламеняется, а бензин с более высоким октановым числом эффективнее противостоит произвольному воспламенению (детонации).
Комментарии закрыты.