Что такое гидрокомпенсаторы и почему они стучат
Гидрокомпенсаторы, обычно называемые «гидриками», являются неотъемлемым компонентом двигателей внутреннего сгорания и впервые появились на автомобилях Cadillac в 1930-х годах. С течением десятилетий их применение стало более распространенным в связи с ростом японской автомобильной промышленности. Применение гидриков в механизме газораспределения (ГРМ) делает двигатели более сложными, но в то же время снижает потребность в интенсивном техническом обслуживании.
Гидравлический компенсатор с пояснениями
Гидрокомпенсатор — это прибор, устанавливаемый в двигатель внутреннего сгорания и предназначенный для регулирования термоиндуцированного зазора клапана двигателя. Раньше для этого требовалась ручная регулировка, но с появлением компенсатора она стала автоматизированной и больше не требуется.
Необходимость гидравлического компенсатора
В каждом четырехтактном двигателе внутреннего сгорания имеются впускные и выпускные клапаны, которые обеспечивают наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью и отработавшими газами. Клапаны регулируются распределительным валом, на котором установлены специальные кулачки, толкающие клапан в цилиндр в нужное время. Между кулачком и открывающимся клапаном имеется пространство, называемое тепловым зазором. Его назначение — регулировка регулярного линейного расширения металлов за счет нагрева во время работы двигателя. Как правило, размер зазора устанавливается производителем и измеряется десятыми долями миллиметра, что делает невозможным его обнаружение невооруженным глазом.
Слишком маленький, слишком большой
Если зазор между клапаном и камерой сгорания слишком мал, клапан не сможет надежно и полностью закрыться. Если зазор слишком велик, то клапан будет открываться не вовремя или частично, снижая тем самым способность цилиндра всасывать топливно-воздушную смесь. Гидравлический компенсатор предназначен для автоматического изменения этой величины, что избавляет от необходимости ручного регулирования и облегчает обслуживание двигателя.
Снижение шума двигателей внутреннего сгорания
Работу двигателей внутреннего сгорания можно сделать менее шумной. Этого можно добиться путем регулировки зазора, который возникает в результате естественного износа деталей. Это обеспечивает более длительный срок службы всего агрегата.
Конструкция гидрокомпенсаторов
Конструкция гидрокомпенсаторов обычно одинакова. Единственное различие в их расположении для двигателей SOHC (с одним распределительным валом) и DOHC (с двумя распределительными валами) заключается в том, что они будут располагаться в гнездах коромысел клапанов и в гнездах головки блока цилиндров соответственно.
Гидравлический компенсатор: Обзор
Гидрокомпенсатор (или просто «гидро») представляет собой компактный гидроцилиндр, состоящий из плунжера, втулок плунжера, пружин плунжерного клапана, шара (плунжерного клапана) и масляных каналов.
Плунжер является основной частью гидрокомпенсатора. Масло поступает в пространство под шаровым клапаном до полного его заполнения, после чего клапан закрывается под действием давления, создаваемого пружиной.
Взаимодействие кулачка распределительного вала и гидрокомпенсатора
Кулачок распределительного вала и рабочая поверхность гидрокомпенсатора взаимодействуют, создавая давление, которое запирает клапан. В результате усилие от кулачка распределительного вала передается на гидрокомпенсатор, который открывает клапан. При работе двигателя автоматически изменяется количество масла, необходимое для заполнения плунжера, что позволяет регулировать тепловой зазор.
Причины стука гидрокомпенсаторов
Работа гидрокомпенсатора может вызывать звук, похожий на стрекот. Однако не все посторонние звуки свидетельствуют о проблемах с гидротолкателем.
Причины стука на «холодную».
- Загрязнение каналов гидрокомпенсатора. После прогрева масло становится более жидким и легче проходит через каналы, поэтому со временем звук может исчезнуть.
Причины стука на «горячую»
-
Нечистое или некачественное масло, которое, как правило, исчезает при замене на свежее;
-
Использование более густого масла, чем указано производителем;
-
Износ клапана гидрокомпенсатора, приводящий к утечке масла из шарового механизма;
-
Неисправность масляного насоса, приводящая к снижению давления в системе полной смазки.
Избыток масла в картере и износ/поломка компенсатора
Чтобы определить наличие избытка масла или изношенного/сломанного гидрокомпенсатора, прислушайтесь к резкому стрекочущему звуку, исходящему из верхней части двигателя, под клапанной крышкой. Хотя этот звук может быть приглушен из-за звукоизоляции, его все равно можно обнаружить из салона.
Громкие шумы
Как правило, звук становится громче — от тихого шепота до громкого лязга. При громком стрекоте стоит посмотреть уровень масла — его может быть недостаточно, и гидрокомпенсаторы сразу покажут это. Также имеет смысл проверить поддон двигателя. Возможно, при езде по бездорожью появилась вмятина, и маслоприемник работает не так, как должен.
Некачественная замена масла
Если сразу после замены масла появляется стук, то, скорее всего, использовалась некачественная смазка.
Восстановление гидрокомпенсаторов
Для восстановления гидрокомпенсаторов обычно требуется замена масла и фильтра. Если это не помогает, может потребоваться замена самих гидрокомпенсаторов. Если масло менялось нерегулярно, может потребоваться замена или очистка масляного насоса или магистралей двигателя.
Если двигатель начал стучать
Если после запуска двигателя из-под клапанной крышки доносится негромкий стук, можно немного поездить на автомобиле. Однако не стоит откладывать посещение автосервиса надолго. Если не устранить неисправность гидрокомпенсатора, то это может привести к повреждению системы газораспределения и/или головки блока цилиндров.
Как предотвратить повреждение
Чтобы избежать возможных повреждений, своевременно проводите техническое обслуживание автомобиля. Квалифицированный механик сможет диагностировать и устранить любые проблемы с гидрокомпенсатором, а также даст рекомендации по поддержанию нормальной работы автомобиля.
Рекомендации по увеличению долговечности гидрокомпенсаторов
Чтобы максимально продлить срок службы гидрокомпенсатора, необходимо соблюдать рекомендации производителя по замене масла. Это необходимо делать не реже одного раза в год, хотя в некоторых случаях, например, перед длительной поездкой или при движении с большой нагрузкой, может потребоваться более частая замена. В целом, при условии бережного отношения к гидрокомпенсатору, он должен прослужить не менее 200 000 км.
Комментарии закрыты.