Автомобильный бренд ГАЗ

ГАЗ ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡= Горьковский автомобильный завод имеет давнее и славное прошлое. В настоящее время он является основным поставщиком на рынок грузовых автомобилей, микроавтобусов, двигателей и специальной техники. Кроме того, в модельном ряду ГАЗа есть и пассажирские автомобили.

Прошлое ГАЗа

Летопись ГАЗа начинается с момента его создания. Он стал неотъемлемым поставщиком транспортных решений для многих частных лиц и предприятий. Кроме того, он выпускает ряд легковых автомобилей, внося свой вклад в развитие автомобильной промышленности.

Назад к 1932 году

История ГАЗа началась в 1932 году. До этого времени предприятие было известно как Нижегородский автомобильный завод им. Молотова, а создано оно было в результате соглашения между Ford Motor Company и Высшим экономическим советом СССР. Соглашение предусматривало техническую помощь с американской стороны для развития производства грузовых и легковых автомобилей в Советском Союзе.

1 января 1932 года завод был открыт, и уже через месяц был выпущен первый грузовик ГАЗ АА. К декабрю модельный ряд был расширен за счет 5-местного легкового автомобиля модели А.

Ранние дни автомобильной истории: 1932–1936

Нижегородский автомобильный завод ГАЗ выпустил в 1933 г. первый автобус под названием ГАЗ-03–30. Он мог перевозить до 17 человек одновременно. Конструкция была выполнена из деревянного каркаса и усилена деревометаллической обшивкой. Несмотря на хрупкость конструкции, этот автобус стал самым распространенным в довоенный и первый послевоенный период.

100 000-й автомобиль ГАЗ-А сошел с конвейера

17 апреля 1935 года, через два года после открытия Горьковского автомобильного завода, с конвейера сошел 100 000-й автомобиль ГАЗ-А. Об этом знаменательном событии до сих пор помнит Музей истории ГАЗа.

Адаптация к советским потребностям

По условиям соглашения с американской стороной была передана конструкция модели, выпущенной в 1933 году. Однако иностранный автомобиль не был пригоден для использования в СССР, и его пришлось дорабатывать под нужды советских граждан.

В конструкцию были внесены изменения, в том числе замена поперечных рессор на две пары продольных, а также увеличение мощности 4-цилиндрового двигателя на 50 л. с.

Четырехдверный седан ГАЗ-М-1

Четырехдверный седан ГАЗ-М-1 был народным автомобилем. Известный в народе как «Эмка», этот автомобиль был самым востребованным в довоенное время. Выпускались и его модификации: полноприводный фаэтон и закрытый седан-внедорожник.

Довоенный автомобиль

До Великой Отечественной войны ГАЗ-64 выпускался как армейский внедорожник. Он был оснащен полным приводом, что позволяло использовать его для преодоления пересеченной местности. Этот предсерийный образец, выпущенный в 1941 году, обладал рядом преимуществ. В частности, отсутствие дверей позволяло быстро покинуть автомобиль, а укороченная база (755 мм) избавляла от необходимости устанавливать карданный вал.

ГАЗ-64 Производство: 1941–1943

В 1941–1943 гг. на Горьковском заводе наряду с другой техникой разрабатывались и выпускались танки для армии. Было выпущено всего 35 танков Т-38, и после их боевых испытаний был создан усовершенствованный вариант — «танк Молотова». Однако осенью 1941 года, несмотря на достигнутые успехи, проект был заброшен.

ГАЗ и корректировки военного времени

В связи с началом войны ГАЗу пришлось перестраивать свою работу в соответствии с военными требованиями. Основным направлением производства стали танки, и в октябре дебютировал Т-60. Вскоре после этого был усилен и отправлен в войска Т-70. Декабрь 1942 года ознаменовался еще одним событием — появлением двухместного танка Т-80. Горьковский автомобильный завод также выпускал самоходные артиллерийские установки СУ-76, двигатели и минометы.

Реставрация завода ГАЗ в годы Великой Отечественной войны

Бронеавтомобиль БА-64, созданный в 1942 году на базе прототипа ГАЗ-64, принес его разработчику В. А. Грачеву Сталинскую премию. Грачев получил Сталинскую премию. Затем появился ГАЗ-67Б — армейский легковой автомобиль повышенной проходимости. Во время войны завод подвергался обстрелам с обеих сторон и понес значительные разрушения. 35 000 рабочих трудились по 20 часов в сутки, чтобы восстановить завод всего за 100 дней. Пришлось отказаться от некоторых моделей, в том числе от грузовика ГАЗ-ААА, приостановить производство БА-64 и других. Государство достойно оценило их труд, наградив завод орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

Послевоенное решение

После войны ГАЗу пришлось принимать решение о новом направлении развития. Руководство решило расширить модельный ряд, в результате чего в 1946 году появился ГАЗ М-20 «Победа», затем снегоход и грузовик ГАЗ-51, способный перевозить до 2,5 т груза. Наконец, ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1972 год.

ГАЗ-63 и ГАЗ-69: Значительный вклад в мировую автомобильную промышленность

Через два года после выпуска первых автомобилей модельного ряда производителя он пополнился моделью ГАЗ-63. Еще через год на свет появилась модель ГАЗ-69, известная в процессе разработки как «Рабочий».

Она просуществовала на рынке с 1953 по 1956 год, после чего ее производство было перенесено на завод УАЗ. Влияние этой модели на развитие мировой автомобильной промышленности неоспоримо. В качестве примера можно привести многочисленные варианты модели, которые были созданы и экспортированы в 56 стран, а Румыния и Северная Корея даже получили документацию на сборку.

  • Зимний выпуск: 1948–1960 гг.

В 1950 году был выпущен всемирно известный ЗИМ с шестиместным салоном. Длина этого седана составляла 5530 мм, а колесная база была удлинена на 3200 мм, что обеспечивало просторный салон, идеально подходящий для партийных функционеров и членов номенклатуры. Доступ к этому автомобилю был эксклюзивным и предоставлялся только избранным. ZIM стал первым в своем роде автомобилем с трехрядной шестиместной компоновкой, а инженеры предусмотрительно оснастили его гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей плавный старт.

ГАЗ-21 «Волга»: 1956–1970 гг.

В середине 50-х годов стало очевидно, что устаревшая конструкция «Победы» требует замены. В ответ был создан автомобиль ГАЗ-21 «Волга», ставший вскоре классикой. Волга ГАЗ имела новый двигатель с клиновидной камерой сгорания, выдавала 70 л. с. и развивала скорость до 130 км/ч. Позже появились модификации модели, началось ее производство на экспорт, а также для автопарков скорой помощи.

ГАЗ-13: 1959–1981

В конце 50-х годов появился новый возлюбленный ГАЗа — ГАЗ-13, известный также как «Чайка». Он вмещал семь пассажиров, а в его внешнем облике прослеживались черты американского дизайна. Технические возможности автомобиля были значительно улучшены: V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 195 л. с., гидроусилитель руля, 4-камерный карбюратор и гидромеханическая трансмиссия. Из особенностей можно отметить электрические стеклоподъемники, большое количество кнопок, омыватель ветрового стекла, радиоприемник и противотуманные фары — нетипичные для того времени элементы. Автомобиль выпускался в кузовах лимузин и кабриолет.

ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе премия Гран-при была присуждена ГАЗу за автомобили «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52. Именно тогда И. И. Киселев стал руководителем и оставался им в течение 25 лет. Под его руководством были созданы специализированные заводы, благодаря которым Горьковский автомобильный завод стал одним из крупнейших производителей той эпохи.

Большой шаг вперед

За время его работы был сделан огромный шаг вперед, что привело к многочисленным модернизациям грузовых автомобилей. На конвейере появились культовые индексы ГАЗ 52, 53А и 66. Последний отличался превосходными эксплуатационными характеристиками. Выпуск в 1970 году ГАЗ-24 ознаменовал собой революционное развитие динамики: 98-сильный двигатель разгонял «Волгу» до 140 км/ч. Кроме того, седан отличался вместительным багажным отделением, просторным салоном и удобной управляемостью.

Модернизация ГАЗ-14 «Чайка»

В то же время руководство не отказывается от вложения средств в совершенствование ГАЗ-14 «Чайка», который к концу 79-го года выпускает уже третье поколение. В нем сохраняется семиместная компоновка, однако автомобиль оснащается новыми техническими характеристиками. V-образный 8-цилиндровый двигатель развивает мощность до 220 «лошадей» и увеличивает максимальную скорость до 175 км/ч. В 1980 году был выпущен новый четырехцилиндровый двигатель — ЗМЗ-406, который стал базовым для эпохи автомобилей ГАЗ и УАЗ, впоследствии трансформировавшись в ЗМЗ-409, устанавливаемый на современные автомобили.

ГАЗ станет центральным производителем автомобилей на дизельном топливе

Заглядывая в будущее, ГАЗ предполагает стать основным производителем автомобилей с дизельным двигателем. Компания намерена захватить этот рынок, поэтому в 1984 году был выпущен автомобиль ГАЗ-4301, оснащенный дизельным двигателем и системой воздушного охлаждения.

ГАЗ-3102: новый стандарт

Дебютировала и «Волга» с техническим обозначением ГАЗ-3102. В ней были обновлены интерьер, экстерьер, приборная панель и тормозная система. Эта модель быстро стала любимым служебным автомобилем советских чиновников.

Производство современных автомобилей (1992 — настоящее время)

В 1992 году после распада Советского Союза Н. А. Пугин занял пост «президента» ГАЗа. В результате изменения статуса предприятия оно стало называться ОАО, основной задачей которого стало производство легковых автомобилей. В результате был выпущен автомобиль ГАЗ-31029 с новым дизайном и измененной задней частью.

Появление автомобиля «Газель

В 1994 году малотоннажный автомобиль «Газель» дебютировал в своем современном виде. За прошедшие годы он стал краеугольным камнем своего семейства, и ему нет равных в странах СНГ. В течение первых 11 лет производства этой модели «Газель» была невероятно успешной. Несмотря на успех, ГАЗ не отказался от классической «Волги» и в 1997 году приобрел у австрийской фирмы Steyr лицензию на производство дизельных двигателей для своих легковых и грузовых автомобилей, а также микроавтобусов.

В 2000 году в летописи автомобилей ГАЗ произошли большие перемены. Контрольный пакет акций был передан «Базовому элементу», в результате чего завод перешел к холдингу «РусПромАвто». Этот переход оказался выгодным: была создана новая организация, и основной упор был сделан на производство коммерческих автомобилей, двигателей Е-класса и ЗМЗ.

Решение «Группы ГАЗ» о покупке LDV Group

Группа «ГАЗ» приняла решение о приобретении английской компании LDV Group, создателя фургонов Maxus. К сожалению, производство фургонов и микроавтобусов из британских комплектов оказалось нерентабельным, поэтому проект оказался недолговечным — с 2008 по 2009 год.

Тем временем предпринимались попытки возродить «Волгу». В 2008 году на заводе DaimlerChrysler была построена «Волга Сайбер», но из-за низкого спроса через два года ее производство было прекращено. Тремя годами ранее на конвейер встал ГАЗ-31105, но и он был остановлен в 2009 году.

2010 — Новое начало

2010 год ознаменовался началом революционной эпохи — совместным производством Mercedes-Benz Sprinter с отечественным производителем. Вскоре после начала производства с конвейера стала сходить Газель Бизнес — автомобиль, славящийся своим комфортом, надежностью и безопасностью. Было очевидно, что автомобиль обречен на успех, поэтому двигатель ЗМЗ был выпущен с газобаллонным оборудованием.

Сотрудничество ГАЗа и Volkswagen Group

В 2011 году ГАЗу удалось договориться с General Motors о сборке нового поколения Chevrolet Aveo. Вслед за ним Volkswagen Group приняла решение о производстве нескольких моделей на заводе ГАЗ мощностью 110 тыс. автомобилей в год. В 2014 году было выпущено пятое поколение «Газона Next», сменившее модель 3309. Основное отличие заключалось в просторном и эргономичном салоне, который был практически идентичен «Газели Next». На автомобиль устанавливался дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 153 л. с. и объемом 3,7 л или двигатель российского производства ЯМЗ-5344–20, объемом 4,4 л, мощностью 149 л. с. В настоящее время на российском рынке представлен широкий выбор автомобилей коммерческого класса, таких как популярный «Соболь 4×4» или «Баргузин», с аналогичными двигателями.

Автомобили