Октановое число бензина связано с его способностью противостоять детонации. С повышением октанового числа усиливается способность бензина выдерживать сжатие без взрыва. Поэтому, когда двигателю требуется больше энергии от топлива, он должен сжимать его еще больше. Однако если топливо сгорает в цилиндре двигателя, это можно предотвратить, используя бензины с более высоким октановым числом. Следовательно, для двигателей с более высокой степенью сжатия необходимо использовать бензин с более высоким октановым числом.
Влияет ли октановое число на скорость потока?
Рассмотрим двигатель современного легкового автомобиля. Степень сжатия топлива в этом двигателе связана исключительно с геометрическими параметрами, например (Vc+Vh)/Vc (см. рисунок). На расход может влиять только энергия, выделяемая при сгорании топлива. Так отличается ли энергия сгорания 95-го бензина от энергии сгорания 92-го? Согласно Википедии, удельная теплота сгорания бензина составляет 42–44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-го, а 44 — для 95-го (что не совсем точно, так как есть еще 80-й и 98-й), то говорить об увеличении мощности на 15% нельзя.
Разница между бензином для абстрактных двигателей
Для двигателя со степенью сжатия 6–8 достаточно использовать топливо с октановым числом 76/80, при этом газ не будет преждевременно детонировать в цилиндрах. Однако если степень сжатия 8–9, а бензин 80, то топливо начнет вспыхивать еще до того, как свеча зажигания его воспламенит, что сделает его в значительной степени неэффективным. Важно, чтобы газ не детонировал, а сгорал. Если залить более высокооктановый газ, например 98, то он не взорвется раньше времени, но будет слишком медленно воспламеняться из-за своей конструкции, рассчитанной на более высокую степень сжатия, в результате чего несгоревшее топливо будет уходить через выхлопную трубу. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию клапанов.
К счастью, в настоящее время двигатели оснащены своеобразным «мозгом», позволяющим определить момент зажигания топлива в цилиндре. В случае более низкого октанового числа это означает, что топливо сгорает раньше заданного времени, что приводит к увеличению расхода и снижению мощности двигателя. С другой стороны, при более высоком октановом числе сгорание топлива происходит с задержкой, что приводит к снижению эффективности и увеличению расхода. В результате может возникнуть ощущение, что двигатель «не тянет», даже если используется обычный бензин.
Влияет ли октановое число на расход?
Если вы заливаете бензин с октановым числом ниже рассчитанного для вашего двигателя, то вы заметите увеличение расхода. Если использовать топливо с более высоким октановым числом, то расход не обязательно уменьшится, но может увеличиться.
Например, если двигатель рассчитан на 95 октан, то при использовании 92 октана расход увеличится.
С другой стороны, если двигатель рассчитан на 92 октана, то использование 95 октана не даст никаких преимуществ.
Уточнение октанового числа
В заключение следует отметить, что для получения желаемых результатов расхода топлива важно использовать правильное октановое число для своего двигателя.
Расход топлива и октановое число
Если бензин разбавить ослиной мочой, то мощность горения уменьшится, а значит, и расход топлива будет больше. Таким образом, расход определяется типом топлива, залитого в бак. Если на заправке есть только 95-й или 92-й бензин, то при переходе с одного на другой расход может быть разным, но в данной ситуации это связано с ослиной мочой, а не с октановым числом бензина.
Неуказанные показатели топлива
Производитель автомобиля может указывать в требованиях к топливу более низкое октановое число, пытаясь привлечь больше покупателей. Чтобы убедиться в том, что трата денег на более высокооктановое топливо действительно оправдана, полезно проверить степень сжатия двигателя. Недооценка самого низкого октанового числа может привести к самым разным необычным последствиям. Я обнаружил, что после каждой заправки бака (95 октановым топливом) мой автомобиль неправильно реагирует на первые несколько километров. Это происходило потому, что компьютер еще не знал, что это за топливо, и все еще был настроен на стандартное 92-октановое, что приводило к раннему зажиганию.
Понимание октанового числа
95-ecto, 95-G-drive и так далее — важно понимать, что, хотя они работают соответствующим образом, это не связано с изменением октанового числа. Октановое число остается равным 95, как и указано на чеке. Следовательно:
-
Как уже упоминалось, данное топливо может иметь большую теплоту сгорания (из-за добавленных компонентов).
-
Оно может содержать присадки, повышающие другие характеристики, влияющие на общую эффективность (вязкость, количество и характер выделяемых газов, скорость сгорания и т. д.).
Возможные присадки к топливу
Возможно, что топливо, используемое в G-drive и 95-ecto, представляет собой комбинацию присадок 3 и 4. Однако выяснить, что это за присадки, сложно, так как нефтяники хотят сохранить это в тайне. Некоторые пользователи отмечают, что эти бензины обладают способностью вымывать осадок в баке, что предполагает наличие элементов из варианта 2. Поэтому необходимо соблюдать осторожность, так как отложения могут попасть в двигатель. Однако важно отметить, что в смеси отсутствует ослиная моча, что дает эффект, аналогичный топливу с этим компонентом. Кроме того, некоторые присадки могут создавать эффект плацебо.
Топливо с октановым числом 95
Независимо от источника, если топливо имеет октановое число 95, то оно считается 95-м. Сгорая как бензин и выделяя необходимое количество энергии, автомобиль способен работать на нем. Пока нет ослиной мочи и присадки не разъедают лишнее, топливо считается нормальным. Если на второй день оно выпадает в осадок хлопьями, то проблема не связана с октановым числом.
Определение октанового числа бензина
В разных странах существуют свои способы определения октанового числа топлива. При использовании 95-го бензина в США октановое число обычно составляет примерно 90–92. Если в руководстве по эксплуатации американского автомобиля указано «заливать 92-й», то при переходе на 95-й можно ожидать повышения всех характеристик в точном соответствии с приведенной выше теорией: расчетный бензин для такого автомобиля сопоставим с нашим 95-м. Чтобы проверить, не занижает ли производитель технические характеристики, можно обратить внимание на степень сжатия.